В сфере транспортных перевозок автомобильным транспортом самой распространенной проблемой, с которой сталкиваются компании, остается недобросовестность контрагентов в части оплаты услуг перевозчиков и экспедиторов, а также соблюдений требований законодательства в части документооборота.
С подобными проблемами в юридическую компанию «Экспертный консалтинг» регулярно обращаются участники рынка транспортных перевозок. Разберем один из примеров нашей практики по взысканию задолженности с отправителя груза. В нашу компанию обратилась компания-экспедитор (далее – Экспедитор).
Данная компания организовала поставку крупногабаритного оборудования из Санкт-Петербурга в один из отдаленных регионов России. Подобная поставка требовала использования наряду со специализированным автомобильным транспортом еще и речного, а также спецтехнику для погрузо-разгрузочных работ. К исполнению данного заказа было привлечено 5 транспортных компаний, причем все пять были выбраны не только исходя из стоимости услуг и сроков выполнения работ, но и исходя из рекомендаций компаний на рынке.
Однако, несмотря на все положительные предпосылки, перевозчиками не соблюдались требования документального оформления транспортировки груза, которые установлены законодательством РФ. Подобное поведение перевозчиков (а зачастую и экспедиторов) вошло в норму взаимоотношений в сфере транспорта. В результате вместо надлежащей передачи товара от отправителя экспедитору и экспедитора получателю по экспедиторской расписке, передачи груза перевозчикам по товаротранспортным накладным, Экспедитор смог представить только копии транспортных накладных, по которым груз был сдан отправителям первым перевозчикам. Оригиналы транспортных накладных после проставления на них отметок о получении груза получатель передал не экспедитору, не перевозчикам, а напрямую отправителю.
В соответствии с договором авансовая часть вознаграждения экспедитора оплачивалась при заключении договора, а оставшаяся уплачивалась Экспедитору только после предоставления оригинальных товаросопроводительных документов отправителю. Отправитель, несмотря на неопровержимые доказательства доставки груза в срок и в надлежащем состоянии, сославшись на то, что ему оригинальных документов никто не передавал, отказался от уплаты оставшейся части цены договора. Получатель, находясь в сговоре с Отправителем, также не предоставлял оригиналы и копии транспортных документов.
В ходе претензионной работы урегулировать ситуацию не удалось.
Подготовка к судебным разбирательствам, также как участие в них, стали поистине тяжелой и кропотливой работой целой команды юристов.
Были восстановлены и собраны документы, подтверждавшие отношения со всеми участниками перевозки. Запрошены необходимые сведения из государственных органов (вплоть до информации о судоходности рек на период осуществления перевозки, а также документы о безальтернативности маршрута в связи с капитальным ремонтом двух мостов, исключающий возможность автомобильной перевозки), получены требуемые пояснения от участников перевозки.
В связи с тем, что один сегмент перевозки (из-за сложной ситуации, связанной с судоходностью реки), был организован и оплачен Получателем груза по собственной инициативе (в целях скорейшей поставки оборудования от которого зависело обеспечение жизнедеятельности целого города), расчет исковых требований превратился в сложный документ, похожий скорее на бухгалтерскую документацию.
Конечно, в судебных процессах Отправитель до конца старался уйти от необходимости оплаты услуг исполнителя и даже неоднократно заявлял о подаче уже готового встречного иска, вносил изменения в учредительные документы, сопряженные с процессом правоприемства. Это при том, что компания являлась серьезным игроком на своем рынке. Многочисленные ходатайства о назначении экспертиз в целях проверки подлинности документов создавали со стороны Отправителя дополнительное напряжение в судебном процессе.
Однако, в конечном итоге, суд беспристрастно подошел к разрешению спора и удовлетворил требования Экспедитора. Отправителя обязали оплатить причитающееся вознаграждение, а также судебные расходы, в том числе расходы на юридическую помощь. И здесь Отправитель пытался уйти от ответственности, заявляя о якобы несоразмерности стоимости юридических услуг. Суд же проведя исследование рынка, убедился в известности и статусности компании «Экспертный консалтинг» и, соответственно, в обоснованности стоимости юридических услуг. Решение суда осталось без изменения в апелляционной и кассационной инстанциях.
Юридические услуги в сфере грузоперевозок
Успешное разрешение подобных ситуаций, связанных с взысканием задолженности с одного из контрагентов, широко распространено в нашей практике. Наши юристы результативно работают по следующим направлениям (как в судебном, так и в досудебном порядке):
и целому ряду иных вопросов, связанных с осуществлением транспортных перевозок. Наши специалисты готовы проконсультировать Вас по любым вопросам, касающимся правоотношений контрагентов в данной сфере.