В настоящее время Россия столкнулась с очередным экономическим кризисом, спровоцированным началом специальной операции в Украине и последовавшими за ней многочисленными санкциями других стран. В этих непростых условиях Правительство РФ оперативно разработало и приняло быстрые и эффективные стратегии поддержки отечественного бизнеса. Далее подробно рассмотрим, какие меры приняты и как их можно использовать для поддержания на плаву и дальнейшего развития.
Как указано в пункте 1 статьи 75 Налогового Кодекса Российской Федерации если организация или ИП задерживают уплату налога, автоматически начинают рассчитываться и копиться пени. В пунктах 3 и 4 той же статьи приведен порядок расчета исходя из размера ключевой ставки ЦБ РФ, причем учитываются все дни просрочки. Начисление идет по схеме: 1/300 ставки умножается на величину просроченной суммы. Расчет един для всех налогоплательщиков РФ. Далее, если просрочка становится длительной, то с тридцать первого календарного дня размер начисляемых пени возрастает за счет корректировки в расчете: величина просроченного налога умножается на 1/150 ставки.
С 09 марта текущего года вступили в силу изменения, позволяющие снизить финансовую нагрузку на компании за счет того, что расчет пени за весь период просрочки независимо от его длительности, будут рассчитываться исходя из 1/300 ставки. Данная норма будет действительна 2 года для всех налогоплательщиков РФ.
Важно: например, у организации была просрочка уплаты НДС уже более тридцати дней и до 9 марта пени начислялись уже исходя из 1/150 ставки, а с 9 марта и до окончания 2023 года (или до погашения всей налоговой задолженности) пени снова начисляются в расчете из 1/300 ставки.
В России гостиничные услуги облагаются НДС 20%. Это достаточно большой % в сравнении с другими странами. Например, в Индии, Австрии, Израиле ставка составляет 0 %, в Турции от 1 до 8 %, в Китае 9%. В связи с этим гостиничная отрасль не привлекает достаточный объем инвестиций для достаточного роста и развития и обладает низкой конкурентоспособностью в сравнении с другими отраслями экономики.
№ 67-ФЗ от 26.03.2022 года утвердил нулевую ставку налога на добавленную стоимость в отношении услуг:
Данное положение распространяется как на новые объекты, так и на существующие и прошедшие реновацию.
Нулевой НДС для уже действующих объектов может применяться до 30.06.2027 года. Для новых – до окончания двадцати налоговых периодов, идущих друг за другом, начиная со следующего периода после того, в котором объект поставлен на учет и введен в эксплуатацию.
Важно обратить внимание на следующие моменты:
В пункте 4 статьи 2 № 67-ФЗ указано, что организации могут вернуть НДС, используя заявительный порядок. Данное положение будет действовать в течение 2022-23 года.
Раньше заявительный способ возврата был доступен только крупным компаниям, малые получали такое право только заручившись банковской гарантией или имея поручителя на основании официально заключенного договора.
Уже по результатам осуществленной деятельности в первом квартале налогового года 2022 компании могут воспользоваться заявительным порядком. И здесь обязательно выполнение двух условий:
Основное преимущество заявительного порядка в том, что, благодаря ему можно получить свои денежные средства быстро, а не ждать, когда ФНС завершит камеральную проверку. Однако после возврата НДС по заявлению, ФНС все равно будет проводить камеральную проверку и ее результат может быть следующим:
Важно: обычным порядком можно пользоваться, компании вовсе не обязаны использовать ново утверждённый порядок. Если ситуация позволяет, лучше дождаться окончания налоговой проверки, чтобы потом не пришлось возвращать неподтвержденные суммы, да еще и с начисленными штрафами.
Для ИТ-компаний РФ с 2021 года уже была установлена льготная ставка по налогу на прибыль в размере всего 3 % (п. 1.15 ст. 284 НК РФ).
С 01.01.2022 года Правительство приняло решение еще больше снизить для ИТ-компаний налоговую нагрузку и утвердило нулевую ставку (п. 14 ст. 2 № 67-ФЗ от 26.03.2022). Данная льгота будет действовать с 2022 по 2024 налоговый год.
Условия применения льготной ставки:
Те ИТ-компании, которые уплачивали льготный налог на прибыль по ставке 3%, теперь вообще от него освобождены.
Важно: декларацию подавать в ФНС нужно по-прежнему.
Компании, рассчитывающие и уплачивающие в бюджет налог на прибыль, могли совершать либо ежеквартальные платежи в бюджет, либо ежемесячные. Переход с ежеквартальных платежей на ежемесячные был доступен лишь с начала следующего отчетного года.
Пункт 15 ст. 2 № 67-ФЗ утвердил возможность перехода с ежеквартальных авансов на ежемесячные, причем это можно делать с любого месяца текущего налогового периода. Для этого обязательно сообщить о таком намерении в свою налоговую до двадцатого числа того месяца, с которого планируется переход. Главное не забыть утвердить данный порядок во внутренней налоговой учетной политике.
Правительство также продлило срок по уплате авансового платежа по налогу за 1 квартал текущего года на один месяц (то есть до 28.04.2022 г.).
Важно: если организация перешла на ежемесячные авансы по налогу, то и декларация должна подаваться каждый месяц.
Законопроектом № 84984-8 от 10.03.2022 года был принят ряд мер по снижению налоговой нагрузки организаций, осуществляющих свою деятельность на территории РФ.
№ 67-ФЗ внес существенные поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, связанные с учетом курсовых разниц, а именно:
Важно: отрицательные КР учитываются в текущем году без изменений, то есть их необходимо включать в расходы на конец отчетного месяца или, когда прекращается требование и исполняется обязательство.
Материальная выгода представляет собой выраженный в денежном значении доход от полученных благ на значительно более выгодных условиях в сравнении с рыночными. Например, когда работодатель выдает своему сотруднику беспроцентный займ или кредит с максимально низкой ставкой. В таком случае возникает разница между процентами, которые платит работник (если он их вообще платит, так как при беспроцентном займе работник выплачивает только основной долг) и между 2/3 ставки рефинансирования ЦБ. Именно эта разница признается материальной выгодой и с нее нужно уплатить НДФЛ.
Полный перечень доходов в виде материальной выгоды поименован в ст. 212 НК РФ:
Пункт 7 ст. 2 ФЗ № 67-ФЗ освобождает от уплаты НДФЛ любую полученную в 2021-23 годах материальную выгоду.
Важно обратить внимание на существующие нюансы касательно данной льготы. Вернемся к вышеупомянутому примеру с работником, получившим беспроцентный займ. Поскольку НДФЛ с материальной выгоды за 2021 год был отменен постфактум, сейчас необходимо вернуть удержанную у работника сумму налога, подать уточненные 6-НДФЛ.
Порядок действий относительно удержанного НДФЛ с материальной выгоды за 2021 год:
Налоговые каникулы – это период после регистрации, в течение которого индивидуальные предприниматели на упрощенной и патентной системе налогообложения уплачивают налог по ставке 0%. Каникулы действуют в течение первых двух налоговых периодов. Это помогает ИП использовать свободные средства для развития и поддержания текущей деятельности.
Здесь обязательно учитывать следующие моменты:
Возможность устанавливать налоговые каникулы в регионах РФ продлили до 31.12.2023 года. Например, если ИП был зарегистрирован в апреле 2022 года, то можно не платить налог до 31.12.2023 года.
ИП имеет право на налоговые каникулы, если:
Важно: в случае сомнений, подпадает ли ИП под данную льготу, можно обратиться в свою налоговую инспекцию для получения разъяснений.
В РФ все владельцы авто обязаны уплачивать налог.
Итоговая сумма налога зависит от:
С начала текущего года повышающий коэффициент будет применяться только к авто, средняя стоимость которых превышает 10 миллионов рублей. До этого повышенный коэффициент в размере 1,1 применялся для авто от 3 до 5 миллионов рублей, в размере 2 – для авто от 5 до 10 миллионов рублей, в размере 3 – для авто от 10 миллионов рублей.
Данная норма распространяется как на владельцев авто – физических лиц, так и владельцев авто – организации.
Важно: при расчете транспортного налога на легковое авто стоимостью более 10 миллионов рублей по-прежнему учитывает коэффициент в размере 3.
Для определения ежегодной суммы имущественного и земельного налога в России за основу берется кадастровая стоимость имущества.
Пунктами 17, 18, 19 статьи 2 № 67-ФЗ указано, что даже если кадастровая стоимость имущества начнет увеличиваться, то рассчитываться налог в конце текущего года будет исходя из стоимости, закрепленной в начале 22 года.
Важно: Если стоимость объекта выросла по объективным причинам, то есть значительно изменились характеристики объекта, то расчет налога производятся исходя из фактической кадастровой стоимости.
В два раза увеличился порог признания контролируемых сделок, а именно с 60 миллионов до 120 миллионов рублей.
В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации контролируемые сделки отличаются тем, что находятся на особом контроле у налоговой службы. К ним относят сделки между взаимозависимыми лицами. Например, есть две компании, в которых учредителем является один человек и его доля в уставном капитале больше 25%. Эти две компании являются взаимозависимыми и, если между ними будут проводиться любые сделки, они автоматически попадут на контроль налоговой.
Стоит отметить, что в случае применения инвестиционного вычета по налогу на прибыль одной из сторон сделки, данная сделка даже между взаимозависимыми лицами контролируемой не признается. Действует в том случае, если доходы по таким сделкам признаются с начала текущего года по конец 2024 года.
В случае возникновения доходов/ расходов по налогу с начала текущего года до 31.12.2023 года, компания может быть освобождена уплаты налог на прибыль по сделке, признанной контролируемой в случае несопоставимости ее условий с рыночными.
Важно: цены на импорт и экспорт полезных ископаемых ресурсов (нефти, удобрений, драгоценных металлов и камней) будут контролироваться федеральной налоговой службой при доходе от 120 миллионов рублей в год.
В соответствии с действующими ФЗ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» от 31.07.2020 и №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» от 26.12.2008 периодически проводятся различные проверки российских компаний со стороны государственных контролирующих органов. В марте Правительство РФ ввело мораторий на плановые проверки, проводимые в соответствии с вышеперечисленными законами до конца 2022 года. Это позволит компаниям не отвлекаться от основной деятельности и не тратить дополнительные ресурсы.
При этом внеплановые проверки все же могут иметь место по особому поручению Правительства или верховного главнокомандующего страны, а также в исключительных случаях (угроза для жизни, здоровья и безопасности, возможность возникновения чрезвычайных бедствий и другое). В этом случае обязательно согласование с прокуратурой.
Итак, от запланированных налоговых проверок до конца налогового периода-2022 освобождаются:
ИТ-компании освобождаются от запланированных налоговых проверок до конца налогового периода-2024.
В прошлом году российским правительством была запущена специальная программа, призванная снизить затраты бизнеса на эквайринг – компенсирование государством расходов за использование системы БП. В сегодняшних реалиях экономики Правительство продлило программу компенсирования расходов за использование системы БП при совершении покупок до 30 июня текущего года включительно.
Это снизит издержки компаний на проведение безналичных расчетов.
Чтобы эффективно защитить внутреннюю информацию АО от резидентов государств, вступивших в конфронтацию со страной и объявивших многочисленные санкции, принято решение повысить минимальный порог по количеству акций. Это снижает риск, что недобросовестные владельцы акций будут влиять на деятельность компаний, иметь доступ к внутренней документации, прямо влиять на текущие процессы, в том числе судебные, либо вообще ставить под сомнение выбранный курс развития и остальные решения руководства компаний.
Перечень сведений финансовых организаций, который может быть раскрыт для доступа определяет высший Совет Банка РФ.
В том случае, если срок исполнения обязательства по проектам с господдержкой истек после 23.02.2022 года, организации, которые пострадали от санкций, получают отсрочку на 12 месяцев. Штрафов за несвоевременное выполнение обязательств не будет. Это относится к проектам, которые финансируются за счет государства в различных областях: электронной, фармацевтической, авиационной, судостроительной промышленности, научной и др.
Для того чтобы строительство продолжалось запланированными темпами в нынешних сложных условиях были приняты следующие послабления в отношении отрасли строительства страны:
Во-первых, принято решение значительно упростить процесс разработки строительной документации, а также структуру проводимых по ней совещаний и обсуждений.
Во-вторых, сократить время на передачу участков земли и на продление уже заключенных договоров аренды.
В-третьих, выдавать землю в аренду по сниженным ставкам, вводить льготные условия.
В-четвертых, сократить время на регистрацию прав на уже готовые объекты с законченным строительством, минимизировать перечень необходимых для регистрации документов.
До конца 2022 года саморегулируемые организации строительной сферы могут предоставлять членам саморегулируемых организаций целевые займы за счет специально выделенных средств компенсационного фонда.
Важно: стоит отметить, что объем таких займов ограничивается суммой, выражающейся в процентном соотношении от всех средств фонда саморегулируемых организаций, а именно не более пятидесяти процентов.